Выставка о роли женщин в планировке жилых домов
Коллективные усилия, которые вложены в любое здание, недооцениваются, роль мастеров, строителей, помощников и клиентов — соавторов, часто женщин — упускаются из виду. Выставка ««Радикальные комнаты: сила плана»» в Королевском институте британских архитекторов призвана бросить вызов банальным представлениям об архитектурном проектировании. Она предлагает новый и столь необходимый способ взглянуть на прошлое.
Выставка Radical Rooms: Power of the plan — это иммерсивное шоу, которое предлагает обсудить роль и влияние женщин в архитектуре, в частности, в проектировании поэтажных планировок жилых домов. Открывшаяся в конце апреля в лондонской штаб-квартире , выставка была продлена и вновь открывается на ограниченный период с 5 по 24 сентября 2022 года.
Radical Rooms: Power of the Plan, созданная в результате сотрудничества между архитектором Чарльзом Холландом и художницей Ди Мейнстоун, охватывает 500 лет и фокусируется на трех жилых зданиях XVI, XVIII и XX веков, построенных по заказу и спроектированных полностью или частично женщинами.
Все пространство представляет собой звуковой ландшафт, в котором голоса главных героев переходят от одной части к другой. Визуально их объединяют цветные и узорчатые занавесы — они обрамляют рисунки, так что, чтобы их увидеть, приходится раздвигать шторы.
«Отправной точкой стало эссе [архитектора и историка] Робина Эванса, в котором он прослеживает историю коридора — кажущегося банальным элемента, который оказывает глубокое влияние на такие вещи, как неприкосновенность частной жизни и социальная сегрегация», — объясняет Чарльз Холланд. Это привело к углубленному изучению развития плана британских домов со временем и женских фигур, которые на это повлияли.
По словам авторов проекта, концепция шоу основана на «альтернативной истории главных героинь Бесс Хардвик, Джейн и Мэри Парминтер, а также Пэтти Хопкинс». Используя Hardwick Hall, A La Ronde и Hopkins House (созданные соответственно Хардвик, Парминтерами и Хопкинс), Холланд и Мейнстоун исследуют влияние, которое эти женщины имели на формирование плана дома, и то, как конкретные дома помогли бросить вызов условностям в жилой архитектуре.
Первым из трех основных героев выставки является Хардвик-холл, особняк в Дербишире, прославленный своим новаторским и радикальным использованием стекла. Второй — A la Ronde в Девоне, дом XVIII-го века с ромбовидными окнами, не похожий ни на что другое. (Оба являются собственностью Национального фонда и открыты для публики.) Третий — дом Хопкинса в Хэмпстеде, на севере Лондона — изящный, из стекла и стали, спроектированный в 1970-х годах архитекторами Пэтти и Майклом Хопкинсами для себя и в котором они живут до сих пор. Идея была в том, чтобы раскрыть его хай-тек-архитектуру как часть культурного авангарда своего времени.
Radical Rooms — это амбициозный проект в небольшом пространстве, он охватывает всю гамму приемов — от абстракции до анимации, от диаграмм до танца. Он тонко говорит о выбранной теме, представляя собой спектакль не только о роли женщины в архитектуре, но и об организации пространства, не навязывая никаких выводов.
Экспозиция демонстрирует не только архитектурные планы и фотографии из богатого архива RIBA, но и полные цвета аудиовизуальные элементы. Проекции четырех героинь, одетых в геометрические и красочные костюмы, привлекают посетителей звуком и движением. Гостям предлагают исследовать пространство с любопытством, в своем собственном темпе — слушать голоса персонажей, находить рисунки за занавесами, самим выбирать, что будет в фокусе, а что останется на заднем плане.