10 кресел на все времена: как инвестировать в дизайн и не пожалеть

В мире дизайна уже давно сложился свой предметный Пантеон. В нем вещи, которые оказались не просто функциональными и красивыми, но знаковыми для своей эпохи. Они уместны и в частных пространствах (гостиной, спальне, кабинете), и в общественных.
1. КРЕСЛО WASSILY, ДИЗ. МАРСЕЛЬ БРОЙЕР. 1925
Кресло B3 создано в 1925 году, сейчас производится фирмой под более поздним названием. Его автор, — лидер функционализма, один из самых известных архитекторов и дизайнеров-модернистов, разработавших так называемый «интернациональный стиль». В 1925 году он создает стул B3 из стальных трубок, применив в мебели ту же технологию, что и при создании велосипедного руля.
Стул, позже названный в честь художника Василия Кандинского Wassily, дал толчок к проектированию из стальных трубок всего на свете: от шезлонгов до стеллажей, столиков и кроватей. Эти предметы стали ассоциироваться с мебельными достижениями . Их стали выпускать огромными тиражами: они лучше всего соответствовали духу времени — были экономичными, нравились своей четкой концепцией.
2. Кресло LC3, диз. Ле Корбюзье, Пьера Жаннере, Шарлотты Перриан, 1928

Кресло LC3 стало частью мебельной революции, совершенной , и : оно известно как версия модернистского клубного кресла. Архитекторы не просто вынесли каркас как «корзину для подушек» — они выполнили его из стальных трубок. Им было важно найти возможность выразить свое понимание новой универсальной роскоши, которая была бы понятна всем.
Кресло впервые было показано на выставке Salon d’Automne в 1929 году и произвело фурор. Оно также известно под именем Le Grand Confort Armchair («Кресло повышенной комфортности», иногда два названия используют вместе). Промышленный выпуск кресла инициировала Хейди Вебер, коллекционер и поклонница Ле Корбюзье из Швейцарии. Итальянская компания подхватила эстафету в 1965 году. Сейчас выпускаются и классические, и цветные версии культового кресла.

3. Кресло Barcelona, диз. Людвиг Мис ван дер Роэ. 1929

называют самым влиятельным архитектором ХХ века. Его проекты и общее мировоззрение определило то, как выглядят современные города сегодня. «Меньше — значит больше» — принцип, сформулированный Мисом ван дер Роэ, надолго овладел умами всех архитекторов.
В 1929 году Мис ван дер Роэ спроектировал павильон Германии для Международной выставки в Барселоне — настоящий шедевр из стали, оникса, травертина и стекла. Архитектор отказался от декора, а интерьер объединил с окружающим ландшафом. Зная, что павильон посетит король Испании Альфонсо XII с супругой, Мис ван дер Роэ разработал вариант модернистских тронов — так появились кресла Barcelona, которые потом стала выпускать американская компания Knoll.

4. Кресло B.K.F., диз. Антонио Бонет, Хуан Курчан, Хорхе Феррари Хардой, 1938

Это кресло, которое находится в коллекции нью-йоркского Музея современного искусства, в разных местах и в разные годы называлось по-разному. Первое имя — B.K.F. chair — по первым буквам фамилий авторов: Антонио Бонета, Хуана Курчана, Хорхе Феррари Хардоя. Иногда перевешивает авторство Хардоя, и кресло превращается в Hardoy Сhair — это второе имя. Кожаный чехол, надетый на металлические стержни, напоминает крылья бабочки: третье название Butterfly Chair стало самым распространенным.
Походный дух, кожа, ремни, привлекли внимание любителей поохотиться в Западной Африке, поэтому «бабочка» превратилась в Safari Chair и т.д. Два первых экземпляра B.K.F. уехали в культовый «Дом у водопада», построенный Фрэнком Ллойдом Райтом для Эдгара Кауфманна Младшего недалеко от Питтсбурга. В конце 1940-х годов авторские права на производство кресла на территории США выкупила компания Knoll Associates.

5. Кресло Diamond, диз. Гарри Бертойя. 1952

Американская компания Knoll — бренд с 78-летним портфолио. В нем — передовая дизайнерская мебель. Knoll издает шедевры Мис ван дер Роэ, Бройер, Сааринена, Альбини, Ауленти, Кастильони, Гери и т.д. Кресло Diamond по дизайну создано в 1952 году, оно стало результатом многолетней художественной практики скульптора. «Больше всего в предметах я стремлюсь к легкости, возможности двигаться и менять положение тела в них, удобство и способность вещи органично вписываться в пространство. При этом соответствие пропорциям человеческого тела остается одним из важнейших критериев, когда я работаю над дизайном.
Удобный стул я бы сравнил с хорошо сидящим пальто: вы просто не чувствуете, что оно на вас надето. Оно достаточно легкое, в нем не тесно, в нем легко двигаться», — говорил Бертойя о своем методе. Бертойя обратился к экспериментам с ацетиленовой горелкой. Этот способ обработки материалов позволил по-новому воздействовать на различные металлические сплавы и пластик, и получать при этом легкие формы.

6. Кресло Lounge Chair, диз. Чарльз и Рэй Имз. 1956

Lounge Chair украшает кабинеты и гостиные, виллы и маленькие квартиры. Первые модели, американских дизайнеров, имевшие колоссальный успех, назывались ECW (Eames Chair Wood, другие названия: DCW, LCW). Имзы стремились к созданию нового типа клубного английского кресла с помощью технологий, освоенных ими еще в ходе Второй мировой войны: они делали шины из гнутой фанеры для раненых армейцев, и хотели применить тот же способ в мебельном производстве.
Эксперименты над креслом велись несколько лет — только подлокотников было создано 13 вариантов. Основа кресла была из алюминия. Чарльз и Рэй Имзы хотели, чтобы кресло 670/671 (под таким номером оно было запущено в промышленное производство) имело вид хорошо потрепанной бейсбольной перчатки. Это относилось к качеству и внешнему виду кожи — она должна была выглядеть «вечной». В итоге кожа, которую применяют для обивки этой модели, имеет все свойства материала «бессрочного использования», поскольку на стадии окрашивания она пропитывается достаточным количеством масла, позволяющим поддерживать и сам цвет, и эластичность материала, и его устойчивость к различным воздействиям.

7. Кресло Egg, диз. Арне Якобсен, 1958

Кресло Egg в ряду с другими предметами были созданы для отеля SAS Royal Hotel в Копенгагене, который проектировал в 1958 году. Якобсену удалось в форме спинки сохранить характерную типологию «ушей» — они давали опору для головы и изолировали собеседника. В лобби отеля они давали ощущение приватности, скрывали от взглядов. Такая форма, объединявшая спинку, сидении, подлокотники и «уши», стала настоящим откровением. Его до сих пор называют самым удачным воплощением классического «дедушкиного кресла», защищавшего от сквозняков.
Окончательный вариант создавался из пластика, армированного стекловолокном: такой литой цельный пластиковый каркас был использован впервые. Он был дополнен пенополиуретаном. Был также разработан рычаг, позволяющий регулировать наклон. Вес самого предмета для таких размеров совсем незначительный: около 8 кг. Сейчас Egg Chair производится датской мебельной компанией . Его тираж уже давно шагнул за миллион.

8. Кресло Ball, диз. Ээро Аарнио, 1963

Значение этого кресла для мира дизайна сложно переоценить. Мебель такой формы никогда раньше не создавалась. Более того, для этой формы был найден идеальный материал — стекловолокно. вспоминает историю создания своего шедевра: «Когда я продумывал дизайн сферического кресла, мне предстояло понять, каким образом я смогу изготовить саму форму и какие материалы при этом возможно использовать. Была создана круглая форма из фанерных „меридианов“ и „параллелей“ наподобие глобуса. Ее покрыли бумагой, пропитанной так называемым „жидким стеклом“, или силикатом натрия. Со второй попытки мы достигли желаемой формы, и мы смогли приступить к заливке стекловолокном и полировке».
Первое кресло представила компания Asko в 1966 году на мебельной ярмарке в Кельне. За выставочную неделю его заказали покупатели из 30 стран. Сейчас кресло официально выпускается компанией .

9. Кресло Paulistano, диз. Паулу Мендес да Роша, 1957

спроектировал Paulistano для одноименного стадиона и спортивного клуба в Сан Паулу (Бразилия) в 1957 году. Кресло Paulistano предназначалось в первую очередь для общественных пространств клуба. Форма кресла была вдохновлена гамаком, используемым в культурах коренных народов Бразилии.
Эстетическая внятность и несравненное удобство быстро сделали этот стул популярным. Он был легок в переноске, неприхотлив в уходе и выглядел с одной стороны непринужденно, с другой — современно. В 2004 году, на волне интереса к бразильскому брутализму, предмет был запущен в производство компанией Objekto. После того, как в 2006 году Мендес да Роша получил Притцкеровскую премию, интерес к предметам, спроектированным этим архитектором, еще больше вырос: Paulistano впервые за все время его истории стало возможным приобрести в Америке.

10. Кресло Platner, диз. Уоррен Платнер, 1966

Американского архитектора прославила коллекция скульптурной мебели, созданная из стальных прутьев. Кресло Platner, вошедшее в эту коллекцию, стало настоящей иконой модернистского дизайна. Платнер воплотил в нем все свои принципы: удобство (для него оно было на первом месте), визуальную легкость и декоративность. «Мне нужно было добиться декоративной, мягкой и утонченной формы», — говорил дизайнер. И он вспомнил о своем детском увлечении цветами. «Цветы меня всегда завораживали, я подолгу мог их рассматривать — как они устроены. Чашка цветка показалась мне подходящей формой, чтобы повторить ее в мебели. Но прежде всего я руководствовался комфортом, которое могло дать сиденье в форме цветка».
Платнер остановился на «прозрачной» форме из металлических прутьев — той, которая сейчас всемирно известна. Сейчас кресло и всю серию мебели Platner производит компания Knoll. Вариантов покрытия прутьев самые разнообразные: от хрома и бронзы до черной отделки и золота.

11. Кресло Pumpkin, диз. Пьер Полен, 1971

В конце 1960-х президент Франции Жорж Помпиду, страстный собиратель искусства, и Жан Курал — глава Mobilier National (агентство французского Министерства культуры) решили, что лучшим способом привлечь внимание к дизайнерскому сектору страны — оформить новое крыло Елисейского дворца предметами авангардного дизайна. Человеком, который стал ответственным за интерьеры — молодой талантливый Пьер Полен.
Он бесконечно искал формы новых скульптурных диванов, его мастерская была завалена необычными стульями, он был одержим поиском форм будущего. Чаще всего для своих предметов в то время он использовал деревянные каркасы, пенообразный наполнитель и кожаную обивку. Серия кресел и диванов с округлыми формами была выполнена специально для гостиной в Елисейском дворце. Помимо эстетических качеств, они отличались редким удобством и гармонично сочетались с общими округлыми линиями, которые Полен выбрал для оформления стен и других интерьеров дворца.
